Максим Теляшов: Не каждому выпадает счастье стать донором!

НМИЦ гематологии Минздрава России — первый в мире институт переливания крови, крупнейшая в стране гематологическая клиника. Уже несколько лет на ее базе существует регистр доноров костного мозга. О важности и всех деталях процедуры донации не понаслышке знает врач-трансфузиолог, специалист отделения трансфузиологии Максим Теляшов. 
не каждому выпадает счастье.jpg

Есть два способа донации костного мозга. Причем мифов и «страшилок» больше сложилось вокруг более редкого метода. О его очевидных плюсах при этом часто забывают.

От афереза…

Первый метод достаточно длительный, но самый популярный — это отбор клеток из периферической крови. Такая процедура безопасна и проходит под контролем врачей. Донор на пять дней ложится в дневной или круглосуточный стационар, ему делают инъекции специального препарата, который стимулирует выход стволовых клеток в кровь. В день забора в обе руки устанавливают катетеры, кровь прогоняют через клеточный сепаратор и возвращают обратно. Это называется «процедура афереза», занимает 3–5 часов в зависимости от количества стволовых клеток. В сепараторе кровь разделяется на составляющие благодаря центрифуге. Аппарат забирает лейкоциты, в которых содержится небольшое количество стволовых клеток. Остальная часть возвращается через небольшой пластиковый катетер в другую руку.

Донорам крови эта процедура покажется очень знакомой. Вся разница — в наличии сепаратора, второй занятой руке и увеличенной длительности процедуры.

За эти часы через аппарат проходит достаточно большое количество крови, при этом изымаются лишь 100–200 мл — те самые стволовые клетки. Это количество составляет около 5% от их общего объема в организме. За две следующие недели донор полностью восстановит эту «недостачу».

Донор во время афереза может смотреть фильмы, читать, общаться. Некоторые центры ставят специальный катетер в центральную вену. Это удобнее: обе руки свободны, иголки не мешают. Процедура завершается после набора необходимого объема клеток. Иногда, если клеток требуется много, аферез может повториться на следующий день.

не каждому ыпадает счастье.jpg

…до пункции

Второй способ донации — это непосредственно пункция (прокол иглой) и забор костного мозга из тазовой кости. Она проводится под наркозом и проходит довольно быстро. Вся процедура занимает около часа, но после нее донор еще несколько дней остается под наблюдением в стационаре. Могут остаться болезненные ощущения в месте прокола, но они легко снимаются обезболивающими. В последние годы этот метод, называемый эксфузией, применяется все реже.

Если донору предстоит пункция, важно следовать рекомендациям анестезиолога и, скорее всего, процедуру придется проводить натощак. Если же речь идет об аферезе, то ограничений по еде никаких, желательно только обойтись без алкоголя.

После сдачи материал можно использовать здесь и сейчас или заморозить и воспользоваться в нужный момент. В замороженном виде он может храниться до 5 лет.

Дайте телу восстановиться после процедуры

В период подготовки к аферезу самыми частыми побочными явлениями являются ломота и боли в костях. Они возникают примерно у половины доноров. Это следствие стимуляции. Увеличивается количество лейкоцитов, и человек переносит это как легкое ОРВИ. После процедуры могут возникнуть небольшие гематомы (синяки) в месте взятия и возврата крови. Уже на следующий день можно воспользоваться гепариновой мазью.

Главный совет тем, кто уже прошел через донацию методом афереза, а также тем, кто сдавал компоненты крови, — не нагружайте руки. Все же в них 4 часа стояли иголки. Дайте телу восстановиться, не поднимайте тяжести, не ходите в спортзал пару дней. Не забудьте после процедуры как следует поесть, желательно выпить молока — оно быстро возвращает силы. Отдыхайте. Других рекомендаций нет.

Через 2–3 дня донор может полностью вернуться к обычному образу жизни: учебе, работе.

Шанс найти пару дважды — крайне мал

Юридически нет ограничений по количеству процедур сдачи стволовых клеток, но на практике шанс того, что вы кому-то подойдете дважды, — крайне мал. На моей памяти такого еще не было.

Я и сам состою в регистре доноров костного мозга. Еще в ординатуре сдал пробирку крови на типирование. Меня не пришлось уговаривать — узнал о такой возможности и сделал. Прошло уже 5 лет, пока никому не пригодился.

Искренне считаю, что к типированию надо подходить ответственно, ни в коем случае не нужно идти «за компанию». Ведь уже поздно задумываться о внутренних страхах, когда раздался звонок из центра гематологии. Повторное типирование, трата времени, стресс, в больнице даже полежать придется — зачем мне это все? Каждый донор должен с самого начала знать ответ на этот вопрос.

Я себе на него отвечаю так: чем больше людей в регистре, тем выше шанс у пациентов выписаться из стационара, завершить победой долгую и изнурительную борьбу с болезнью, жить полноценной жизнью. Мне этой причины более чем достаточно.

 

Другие публикации

Все публикации